Анастасия Медеу психолог по скайпу (anastasiameadow) wrote,
Анастасия Медеу психолог по скайпу
anastasiameadow

Categories:

Как я получала опыт проживания СКАЗКИ (фэнтези, фантастики) как программы личной судьбы

Кросспост в     [info]tales_interpret
Делюсь опытом проживания СКАЗКИ (фэнтези, фантастики) как программы личной судьбы, как сценария жизни. 1 я часть статьи – теоретические и мировоззренческие основы.
    Многолетние размышления о волшебной сказке, фольклоре, фэнтези, метафорах использование их для познании  себя и других людей и изменении жизни привели меня к созданию экспериментального интенсивного действия – тренинга-интенсива. Какие смыслы и какую пользу люди извлекают из проживания предпочитаемой сказки, волшебной или не волшебной истории на тренинге-интенсиве, где я ведущая или на личной терапии у меня? 
    Итак, сказку, миф люди воспринимают на 4-х уровнях значения (или смысла), в том числе и в литературоведении , и в психотерапии уровня. Ф. Аквинский выделяет

По образному выражению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «сказка это слоеный пирог». В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже «обнюхивает» «слоеный пирог смыслов» и выбирает самый «вкусный» для себя. Т. е. тот «слой», тот смысл, который наиболее созвучен мироощущению на данный момент; тот, который может дать ответ на внутренний вопрос, актуальный на этом этапе развития. В этом секрет «вечной молодости» сказок – в любом возрасте в них можно открыть нечто сокровенное и волнующее [Зинкевич-Евстигнеева, 2000, с.8]. А именно волшебное, т. е. преобразующее, трансформирующее, дающее толчок к изменению, к росту. Искусство волшебной сказки – это теургическое искусство, т. е. мистическое искусство, создающее новую жизнь согласно божественной истине. Сказочник, используя волшебную сказку, воздействует на наше подсознательное и сознательное с помощью метафор и символов. Архетипы (аллегорический и символический слой смысла) количественного бессознательного, их проявления в волшебных сказках составляют уже аналогический слой смыслов.

Когда я читала литературу, условно выделила 2 основных подхода к психологическому анализу волшебной сказки. 1-подход,  соответствует буквальному и аллегорическому слою смыслов. 2-й подход, соответствует символическому и анагогическому слою смыслов волшебной сказки.

Подробнее смотри в следующей части статьи.

Можно еще разделить подходы к психологическому анализу волшебных сказок по направленности во внешний мир:

1)      Экспроспективный – поиски смыслов и источников формирования волшебной сказки во внешнем мире

2)      Интроспективный. Его сторонники считают источником формирования волшебной сказки внутренний мир человека и человечества.

К 1-му подходу можно отнести: Л. С. Выготского (культурно-исторические корни); Э. Берна; Д. Б. Эльконина и др.

Ко 2-му подходу: К.-Г. Юнга; К. Наранхо; Б. Бетельхейма; М.-Л. фон Франц и др. 

 

Я же в личной терапии прошу рассказать клиента ПЕРЕСКАЗ предпочитаемой сказки, истории, книги? Зачем я это делаю? Чтобы получить проекции личного житейского опыта, сложившегося в детстве, получившего влияние от коллективной души семьи, рода, нации и другого. А затем по желанию. Человека усилить благотворное влияние  и убрать негативное влияние этого сценария жизни, программы жизни, паттернов и неосознаваемых установок.

  Т.о., существует, минимум, два типа проекций:

1)      личные проекции своего бессознательного, своей предрасположенности к определенной судьбе, к определенному выбору в жизни семьи, работы, здоровья, творческой реализации, самореализации в целом  и др.

2)      проекции коллективные – архетипические. Частично, может быть проекции некой коллективной души: а) семьи человека участвующего на тренинге, или в личном контакте со мной; б) рода; в) народа как исторической общности; г) культурного (социального) слоя населения Земли д) духовного слоя всех живых существ (ноосфера)

      Если человек на моем тренинге-интенсиве познает, осознает закономерности своей личной судьбы, выбора и сможет сделать лучший выбор, то слава Богу. Если он сможет познать, осознать некие коллективные проекции и понять,  направить это на благо своей души. То слава Богу тоже. J Каждый может попасть на тот уровень значений и сказки в тренинге, который захочет.

Тренинг-интенсив можно назвать по-разному - мифодрама, сказкодрама, сказкотерапия, структурные расстановки по Хеллингеру и проч.. Суть может меняться в зависимости от блага клиента.  

 

4 уровня значения (или смысла): 1) буквальное; 2) аллегорическое; 3) символическое; 4) анагогическое (от лат внутренний, глубокий).

       Юнг считал, что через фольклор есть непроизвольное проецирование архетипического материала, образующегося в процессе коллективного народного творчества.  А я на опыте поняла, почувствовала, что источником (оригиналом) для народных сказок – весьма далеким по своему характеру от непроизвольного творчества – служили продуманные сообщения, «мудрые истории» (tales of wisdom), воплощавшие в себе знание о жизни и личном духовном пути. Этот личный духовный путь стал чем-то более мудрым сильным и стал образцом личного пути для других людей. А мудрая история о жизни другого человека превратилась в художественный роман (уровень притчи),  героический миф или в волшебную сказку

Tags: О моей работе, Психологический анализ сказок
Subscribe

promo anastasiameadow november 27, 2007 23:00 Leave a comment
Buy for 500 tokens
на емейл psytelecons@gmail.com Опишите свою ситуацию. Что вы хотите изменить в своей жизни? Как представляет лучший результат работы с психологом? Моя изюминка как психолога: Способности. Огромная интуиция в работе с бессознательным. Умение работать с причинами в роду. Бывает происходит полная…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments