?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кросспост в     [info]tales_interpret
Делюсь опытом проживания СКАЗКИ (фэнтези, фантастики) как программы личной судьбы, как сценария жизни. 1 я часть статьи – теоретические и мировоззренческие основы.
    Многолетние размышления о волшебной сказке, фольклоре, фэнтези, метафорах использование их для познании  себя и других людей и изменении жизни привели меня к созданию экспериментального интенсивного действия – тренинга-интенсива. Какие смыслы и какую пользу люди извлекают из проживания предпочитаемой сказки, волшебной или не волшебной истории на тренинге-интенсиве, где я ведущая или на личной терапии у меня? 
    Итак, сказку, миф люди воспринимают на 4-х уровнях значения (или смысла), в том числе и в литературоведении , и в психотерапии уровня. Ф. Аквинский выделяет

По образному выражению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «сказка это слоеный пирог». В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже «обнюхивает» «слоеный пирог смыслов» и выбирает самый «вкусный» для себя. Т. е. тот «слой», тот смысл, который наиболее созвучен мироощущению на данный момент; тот, который может дать ответ на внутренний вопрос, актуальный на этом этапе развития. В этом секрет «вечной молодости» сказок – в любом возрасте в них можно открыть нечто сокровенное и волнующее [Зинкевич-Евстигнеева, 2000, с.8]. А именно волшебное, т. е. преобразующее, трансформирующее, дающее толчок к изменению, к росту. Искусство волшебной сказки – это теургическое искусство, т. е. мистическое искусство, создающее новую жизнь согласно божественной истине. Сказочник, используя волшебную сказку, воздействует на наше подсознательное и сознательное с помощью метафор и символов. Архетипы (аллегорический и символический слой смысла) количественного бессознательного, их проявления в волшебных сказках составляют уже аналогический слой смыслов.

Когда я читала литературу, условно выделила 2 основных подхода к психологическому анализу волшебной сказки. 1-подход,  соответствует буквальному и аллегорическому слою смыслов. 2-й подход, соответствует символическому и анагогическому слою смыслов волшебной сказки.

Подробнее смотри в следующей части статьи.

Можно еще разделить подходы к психологическому анализу волшебных сказок по направленности во внешний мир:

1)      Экспроспективный – поиски смыслов и источников формирования волшебной сказки во внешнем мире

2)      Интроспективный. Его сторонники считают источником формирования волшебной сказки внутренний мир человека и человечества.

К 1-му подходу можно отнести: Л. С. Выготского (культурно-исторические корни); Э. Берна; Д. Б. Эльконина и др.

Ко 2-му подходу: К.-Г. Юнга; К. Наранхо; Б. Бетельхейма; М.-Л. фон Франц и др. 

 

Я же в личной терапии прошу рассказать клиента ПЕРЕСКАЗ предпочитаемой сказки, истории, книги? Зачем я это делаю? Чтобы получить проекции личного житейского опыта, сложившегося в детстве, получившего влияние от коллективной души семьи, рода, нации и другого. А затем по желанию. Человека усилить благотворное влияние  и убрать негативное влияние этого сценария жизни, программы жизни, паттернов и неосознаваемых установок.

  Т.о., существует, минимум, два типа проекций:

1)      личные проекции своего бессознательного, своей предрасположенности к определенной судьбе, к определенному выбору в жизни семьи, работы, здоровья, творческой реализации, самореализации в целом  и др.

2)      проекции коллективные – архетипические. Частично, может быть проекции некой коллективной души: а) семьи человека участвующего на тренинге, или в личном контакте со мной; б) рода; в) народа как исторической общности; г) культурного (социального) слоя населения Земли д) духовного слоя всех живых существ (ноосфера)

      Если человек на моем тренинге-интенсиве познает, осознает закономерности своей личной судьбы, выбора и сможет сделать лучший выбор, то слава Богу. Если он сможет познать, осознать некие коллективные проекции и понять,  направить это на благо своей души. То слава Богу тоже. J Каждый может попасть на тот уровень значений и сказки в тренинге, который захочет.

Тренинг-интенсив можно назвать по-разному - мифодрама, сказкодрама, сказкотерапия, структурные расстановки по Хеллингеру и проч.. Суть может меняться в зависимости от блага клиента.  

 

4 уровня значения (или смысла): 1) буквальное; 2) аллегорическое; 3) символическое; 4) анагогическое (от лат внутренний, глубокий).

       Юнг считал, что через фольклор есть непроизвольное проецирование архетипического материала, образующегося в процессе коллективного народного творчества.  А я на опыте поняла, почувствовала, что источником (оригиналом) для народных сказок – весьма далеким по своему характеру от непроизвольного творчества – служили продуманные сообщения, «мудрые истории» (tales of wisdom), воплощавшие в себе знание о жизни и личном духовном пути. Этот личный духовный путь стал чем-то более мудрым сильным и стал образцом личного пути для других людей. А мудрая история о жизни другого человека превратилась в художественный роман (уровень притчи),  героический миф или в волшебную сказку

promo anastasiameadow november 27, 2007 23:00 Leave a comment
Buy for 500 tokens
на емейл psytelecons@gmail.com Опишите свою ситуацию. Что вы хотите изменить в своей жизни? Как представляет лучший результат работы с психологом? Моя изюминка как психолога: Способности. Огромная интуиция в работе с бессознательным. Умение работать с причинами в роду. Бывает происходит полная…

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
romailo
3 дек, 2007 18:12 (UTC)
Да, работа со сказками дает шикарный эффект. И правда многослойный.

Несколько лет назад вышла книжка Лены Петровой про сказки, судя по тому что она на своих тренингах со сказками делала - должна быть просто отличная. Ищу ее несколько лет, но нигде не попадается. Но точно знаю, что издавалась
anastasiameadow
3 дек, 2007 18:23 (UTC)
да, я читала ее Статью - (по секрету шепотом) - это самое сильное оказалось что продвинуло меня в практике несколько лет назад. :) А вот если бы с ней лично встретится наверно в обще многому бы научилась. Жаль что далеко от Питера живу - я правильно поняла что она там работает?
А книга как называется?
romailo
3 дек, 2007 19:59 (UTC)
Много лет назад я была на ее тренинге, она к нам в екатеринбург приезжала, кто организовывал не помню, тогда все стихийно происходило, кто-то позвал. Группа была очень смешанная, в основном из любительствующих, и довольно случайных людей. Я записывала на диктофон, но записи безобразные, пыталась расшифровать - плохо получается. Она много чего тогда про сказки рассказывала (и про детские страшилки), я тогда темой этой сильно увлеклась. Мы с коллегой тогда тоже тренинговую программу наваяли и много раз проводили "Сказки для взрослых" называется. На наш взгляд, очень хорошие результаты были. Я тогда много чего нарыла про сказки и мифы.
Лена позиционировала себя как гештальтиста, а мы программу эклектичную сделали, на смешении стилей и приемов. Я ее вообще психоаналитической считаю, но там используется и психодрама, и гештальт, и арттерапия, всякого по немногу, поэтому мне очень отзывается идея прислушаться к клиенту и выбрать, что ему подойдет больше всего.
Еще тогда Лена говорила, что книжку пишет, потом кто-то сказал, что книжка вышла, я везде искала, но пока найти не могу
А работала она раньше в Питере, вроде в институте Гештальта, как сейчас - не знаю
anastasiameadow
3 дек, 2007 23:03 (UTC)
Найти то можно. Только вот такие фамилии русскотрадиционные - в и-нете трудно искать.
У меня с определением направления во време сказкотерапии тоже такая штука получается. Те кто знакомы с гештальтом считали мой семинар "А ты хозяин своей судьбы?" гештальтистким. Хотя честно говоря я мало обучалась гештальту. Расстановщики видят во мне тоже свою. Психодраматисты тоже чего- то замечают. Арт-терапию тоже приплетают. Я сама знаю что я начинаю семинар всегда с погружения в общую для групппы притчу метафору, затем психодраму выдаю, хорошо когда психодраматичное перетечет у одного же клиента в системную семейную расстановку. Главное ведь не методы, а мироззрение для меня. А мировоззрение у меня больше в обще не из психологических теорий , а из философии русских космистов :))) - философия общего дела
anastasiameadow
3 дек, 2007 23:04 (UTC)
а что про детские страшилки...?
romailo
4 дек, 2007 05:51 (UTC)
Вот ведь как поле энергетическое устроено - есть оно все-таки, бесспорно - только вчера поговорили про Лену Петрову - я сто лет про нее не вспоминала, как инфа из Москвы пришла. Она в Москве семинар проводить будет про шоковую травму 27-28 декабра, организатор мой коллега Андрей Вишняков.
Я его попросила все про книжку у нее самой и узнать (с удовольствием бы сама сходила - да Москва больно далеко).
anastasiameadow
4 дек, 2007 12:44 (UTC)
а заодно можете дать телефон Вишнякова, чтобы я узнала где, почем и что будет.

Я посмотрю на 27-28 авиабилеты, может и есть дешевые, если по кредитной карте покупать через и-нет. Последний раз я летала - на 50% дешевле чем в обычных кассах мне купили билет.
romailo
4 дек, 2007 15:02 (UTC)
Ага, по скай-нету можно и за 500 рублей выловить.
Телефон Андрея Вишнякова 8-926-234-79-71
Цена тренинга по-моему 1500 рублей.
romailo
4 дек, 2007 05:53 (UTC)
А про страшилки я уже плохо помню, но она целый день тогда посвятила этому. Мы все с восторгом вспоминали всякие "в черном-черном городе..." и "гроб на колесиках". Она что-то рассказывала про типологию закодированных в страшилках детских страхов и их десенсибилизацию
anastasiameadow
4 дек, 2007 12:41 (UTC)
..ну что же вы забыли самое интересное :))) :(
romailo
5 дек, 2007 05:00 (UTC)
А вот закончится дома ремонтная разруха - я поищу, у меня где-то все записано
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

anastasiameadow
Анастасия Медеу психолог по скайпу
Мой форум с 2016 г. в архиве

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars